aldabulsk (aldabulsk) wrote,
aldabulsk
aldabulsk

Category:

Почему биосоциальная теория — это теория?

Рассмотрим пример концепта «вызов-ответ» А. Тойнби. В нем он предполагает, что основополагающим принципом эволюции общества являются ответы общества на вызовы природы и, реже, вызовы со стороны соседних обществ. Из этой теоретической разработки следует вполне конкретный исторический вывод, что формирование древних цивилизаций является ответом на глобальные вызовы природы. Именно логическим построением выводов из теории она и реализуется, и проверяется.

Теория локальных цививлизаций подверглась обоснованной и разгромной критике, например, Л.Н. Гумилевым. В частности, эта теория не может ответить на вопрос, почему «вызовы» существовали всегда, но получили ответ в виде цивилизаций только в определённый период. Ответом здесь является уровень социально-экономического развития общества, т.е. цивилизация формируется после возникновения классового общества, рабовладения и пр. Этот принцип не вытекает из теории А. Тойнби, что и делает её несоответствующей современному уровню науки.


Биосоциальная теория также предлагает концептуальную схему устройства культурной системы (рис. 12 монографии). Из неё делаются логические выоды, что общество развивается через предсказанные теорией механизмы, в частности, фратриальный и опредмечивания. Приложение этих моделей к историческому материалу показывает, что выявленные закономерности имеют всемирноисторическое значение для эпохи первобытного общества.

Приведённое сравнение отвечает на вопрос, вынесенный в заголовок, и показывает, что теории можно проверять логическим путём.
Tags: биосоциальная теория, культурогенез, теоретическая археология, фратриальная модель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments